Четверг, 26.06.2025, 00:40 Приветствую Вас Гость |
|
Главная » 2014 » Май » 23 » Депрессивные расстройства у детей и подростков. Депрессивные расстройства у детей и подростков
|
Депрессивные расстройства у детей и подростков. Депрессивные расстройства у детей и подростков
|
Депрессивные расстройства у детей и подростков
Актуальность проблемы. - Проблема исследования депрессивных расстройств в детской психиатрии в настоящее время выходит за рамки сугубо психиатрической практики. Актуальность обусловлена высокой распространенностью депрессий и тяжестью социальных последствий. По прогнозам ВОЗ к 2020 г. депрессии займут второе место в мире по распространенности, уступая лишь ишемической болезни сердца.
- Около 5% населения земного шара страдает депрессией, а за последние 100 лет частота депрессивных расстройств увеличилась в 200 раз.
- В последние годы чаще стали диагностироваться депрессии у детей и подростков, хотя возможность их возникновения в этом возрасте оспаривалась в течение последнего столетия и лишь в 80-х годах появились публикации по данному вопросу.
- Боясь социальной стигматизации, многие пациенты и их родители скрывают или не желают допустить признания у себя самой возможности какого-либо психического заболевания, надеясь обнаружить поддающееся лечению соматическое расстройство, излечение которого положит конец их психическому дискомфорту.
-
- Эпидемиология:
- Судить о частоте депрессий у детей в настоящее время довольно сложно, так как диагноз зависит от контингента обследуемых детей, возраста и от нестандартности диагностического подхода.
- Фактически в детском возрасте депрессия возникает значительно чаще, чем ее диагностируют, выступая в атипичной и «маскированной » форме, крайне редко попадая в поле зрения психиатра.
- Считается, что распространенность депрессий среди подростков приближается к частоте выявления их у взрослых, а в ряде случаев даже превышает ее. В популяции детей пубертатного возраста показатель распространенности составляет от 0.5 до 3%, среди подростков в пределах 5-7%, девочки болеют в 3 раза чаще, чем мальчики.
- По данным российских исследований (Е.В. Базиль), 90% пациентов неврологических отделений имеют симптомы депрессии. Депрессия выявлена у 45% учащихся ПТУ и у 7% учеников средних школ, а среди подростков, состоящих на учете в ПДН - 8.5% (О.Д. Сосюкало). Из 100 соматически больных детей у 11 обнаружены депрессивные проявления.
-
- Этиология.
- Выделяют биологические и психосоциальные гипотезы.
- Биологические аспекты связаны с гетерогенными нарушениями регуляции системы биогенных аминов: серотонина, адреналина и редукции дофамина. Нейроэндокринные расстройства, характерные для подросткового возраста, нарушают регуляцию входа биогенных аминов в гипоталамус. Отмечена гиперсекреция кортизола, тироксина, уменьшение ночной секреции мелатонина. Обнаружено –снижение мозгового кровотока, особенно в базальных ганглиях.
- Генетические аспекты: Приблизительно 50% больных имеют хотя бы одного родителя, страдающего расстройствами настроения. Было обнаружено, что доминантный ген, локализованный на коротком плече 11 хромосомы, дает предрасположенность к аффективным расстройствам.
- Психосоциальные аспекты включают события жизни и стрессы, психоаналитические факторы. Депрессия может возникнуть, как ответная реакция на предшествующую психологическую травму или отрицательное событие (смерть близкого человека, ссора с другом).
- Систематика депрессий
Депрессии подразделяются на: - Эндогенные
- Соматогенные
- Психогенные
Варианты депрессий у детей и подростков: - Меланхолическая
- Адинамическая
- Астеническая
- Тревожная
- Ипохондрическая
- Истерическая
- Делинквентная
- С дисфориями
- С идеями вины
- С навязчивостями
- Место депрессивных расстройств а МКБ-10 неоднозначно, в зависимости от диагностических критериев непсихотическую депрессию следует диагностировать в следующих разделах:
- Аффективные расстройства (F 30-39);
- Дистимии (F 34);
- Расстройства адаптации (F 41-43);
- Расстройства личности (F 60);
- Органические расстройства (F 06, F 07);
- Смешанные поведенческие и эмоциональные расстройства (F 92)
Клинические проявления и их возрастная динамика. - Депрессии у детей часто скрыты за фасадом поведенческих и психомоторных феноменов, являются следствием социальной и школьной дезадаптации. Детская депрессия связана с воздействием факторов окружающей среды, т.е. она всегда реактивна. Феноменология детской депрессии отличается значительным своеобразием, по сравнению с депрессиями взрослых. Депрессия у ребенка всегда «маскирована». Но именно «маскированность» является наиболее характерной чертой детской депрессии. В дошкольном возрасте в основном обнаруживаются психосоматические расстройства, в младшем школьном – «психические симптомы с сильным аффективным участием» (возбудимый, робкий, раздражительный, «тихий ребенок»). Депрессия у подростков сложна, но более определенна, чем в ранние возрастные периоды, близка к депрессии взрослых. В этом возрасте дети уже могут испытывать чувство тоски, которое часто сопровождается или сменяется дисфорическими состояниями.
- Дети, страдающие депрессий, недовольны не столько собой, сколько окружающими. Возникает отгороженность в школьном коллективе, нарушение поведения с агрессивными проявлениями, которых не было прежде. Нарушения носят защитный характер и являются бегством из среды, в которой подросток привык быть жизнерадостным и веселым, бегство от необходимости делать волевые усилия, напрягаться психически, хотя внешне это выглядит как делинквентность и затрудняет постановку диагноза.
- Возникают депрессивные идеи: самообвинения, малоценности, которые обычно лаконичны и наивны. Это могут быть высказывания о том, что у него плохой характер, слабая воля, недостаточное физическое развитие или полнота, выраженность высказываний может приближаться к дисморфоманическим и заставляет врача исключать возможность развития шизофрении.
- Депрессий у детей протекают с массивными сомато-вегетативными проявленими. Дети часто жалуются на головные боли, головокружение, общую слабость, снижение веса. Отмечается лабильность пульса, тахикардия, неопределенные болевые ощущения в области сердца при отсутствии его органического поражения. Разнообразие вегето-висцеральных проявлений связано в первую очередь с длительностью существования депрессивных расстройств. У детей с сомато-вегетативными расстройствами почти всегда наблюдается обратная зависимость между выраженностью депрессивных нарушений и обусловленными ими соматоформными расстройствами: при слабой выраженности депрессивных проявлений более значимы сомато-вегетативные и наоборот. При этом депрессивные расстройства проявляются в виде жалоб на незначительное снижение настроения, чаще к вечеру, безразличие к окружающим или даже раздражение к ним. Дети замыкаются в себе, перестают улыбаться, меняется их поведение, появляется тревога за свою жизнь и жизнь родителей. В более выраженных случаях наряду со сниженным настроением, чувством тоски и апатии ухудшается память, затрудняется осмысление происходящего, с трудом переключается внимание.
- Депрессии с истерическими проявлениями встречаются у подростков реже и характеризуются выразительностью, драматизмом, демонстративностью, суицидальными высказываниями, гневливостью, ажитацией. Данное состояние носит кратковременный характер (от нескольких дней до недели), и сменяется сниженным настроением.
- Особенно сложен для диагностики делинквентный вариант депрессии, так как подростки редко бывают откровенны, упорно отрицают угнетенное настроение, совершают асоциальные поступки, агрессивно относятся к близким, порывают с друзьями. При этом они не получают удовольствия от своих действий, имеют угрюмый вид, мрачное выражение лица, отвергают все попытки родителей узнать, что с ними происходит. Как правило, и родные и преподаватели расценивают эти состояние как возрастные изменения, не относятся к ним как к болезненным, не обращаются к врачам. Часто диагноз депрессии при делинквентном поведении не вызывает доверия окружающих и должного отношения к его лечению.
- При апатическом варианте депрессия начинается с затруднений в учебе. Из-за трудностей в сосредоточении, ослабления внимания, снижения психического напряжения уроки занимают все больше времени, появляется ощущение, что их способности куда-то исчезли. Особенно остро это проявляется, когда требуется мобилизация сил для сдачи экзаменов или зачетов.
- Особенности течения депрессий у детей:
- В 90% случаев депрессии слабо выражены
- 76% - имеет психогенное происхождение
- 19% - соматогенны
- 4% - эндогенны
- Диагностика.
- Сложности диагностики заставляет психиатров и психологов продолжать поиск надежных диагностических опросников для выявления депрессивной симптоматики у детей и подростков. Особую важность приобретают длительные беседы, доверие к специалисту и значимость для детей рационального обсуждения их проблем. Существует множество шкал для диагностики депрессий, наиболее распространенные: шкала Гамильтона, Цунга, проводятся апробации опросника CDI (M. Kovaks). Согласно опросникам типичными симптомами депрессии являются:
- Снижение настроения;
- Утрата интересов и способности получения удовольствия;
- Тоска, печаль, тревога или раздражительность;
-
Трудности засыпания, повторяющиеся пробуждения ночью или слишком ранее пробуждение; -
Потеря интересов к работе, еде; -
Чувство вины и собственной неполноценности, безнадежность в отношении будущего; -
Трудности сосредоточения и постоянная усталость; -
Потеря веса или же наоборот, прибавка в весе; -
Головные боли, боли в области сердца, спины (без органических причин); -
Излишняя озабоченность собственным здоровьем; Мысли о самоубийстве и смерти.
-
- Критерии распознавания соматизированных депрессий
- Отсутствие объективных признаков соматического заболевания;
- Периодичность (сезонность) манифестации болезненной симптоматики;
- Подчиненность самочувствия суточному ритму с улучшением вечером, реже утром;
- Настойчивое обращение за медицинской помощью, несмотря на очевидное отсутствие результатов лечения;
- Улучшение на фоне применения антидепрессантов;
-
-
Лечение и реабилитация - Лечение и реабилитационные мероприятия должны быть комплексными и проводится поэтапно.
- Рекомендуется употребление в пищу морепродуктов (жирные сорта рыбы), овощей (томаты, бобовые, баклажаны, перец, картофель, шпинат), рис, макаронные изделия, ржаной хлеб, шоколад, джемы, фрукты ( апельсины, сливы, бананы, изюм). Не злоупотреблять кофе , алкогольными напитками, укропом.
- Условием грамотной поддержки страдающих депрессией является:
- -ранняя диагностика расстройства.
- -коррекция искаженных детско-родительских отношений, крайними проявлениями которых являются нечувствительность к переживаниям ребенка, жесткие меры принуждения и наказания,
- -внимание к душевному состоянию ребенка,
- -настойчивость в лечении и переубеждении ребенка,
- -предельная корректность и высокий профессионализм всех специалистов, оказывающих помощь,
- -обязательное активное участие самих детей в процессе выздоровления,
- -полное доверие рекомендациям психиатра и психотерапевта.
-
- Виды терапии депрессии:
- Терапия прикрытия, которая обычно предшествует назначению основного антидепрессанта;
- Адьювантная терапия – присоединяется к основной для усиления или стабилизации действия основного антидепрессанта.
- В качестве терапии прикрытия применяется сосудистая, дегидратационаая терапия, ноотропы, транквилизаторы. Особенно актуально ноотропы при астенической, адинамической форме депрессии. Эта терапия является дополнительной и сопутствующей терапией.
- Серди широко применяемых ноотропов хорошо зарекомендовали себя: ноотропил, луцетам, пантогам, фезам, глицин.
- К адьювантным средствам относятся:
- Тимостабилизаторы: карбамазепин, вальпроаты
- Транквилизаторы: элениум, диазепам, мезапам, грандаксин, фенибут, альпразолам.
- 3.Выбор основного антидепрессанта зависит от ведущего компонента депрессии. В детском возрасте выбор препаратов ограничен. Наиболее перспективным считается использование селективных ингибиторов обратного захвата серотонина: сертралин (стимулотон, золофт), пароксетин (паксил), флувоксамин (феварин), флюоксетин (продеп).
- К немедикаментозным методам терапии депрессий относятся:
- Правосторонняя парнополяризационная терапия
- Левосторонняя парнополяризационная терапия
- Терапия переменным магнитным полем низкой частоты
- Транскраниальная магнитная стимуляция
- Краниоцеребральная гипотермия
- Дозированная гипоксия
- Светотерапия
- Разгрузочно-диетическая терапия
- Депривация ночного сна
- Биологически обратная связь
- Плазмоферез
- 12.Лечебно-биологическое лазерное воздействие
-
Прогностические тенденции -
Депрессия у ребенка или подростка повышает риск ее развития в зрелом возрасте: до 60%, если депрессивный эпизод развивается в постпубертатном периоде, и лишь в 20% - у заболевших депрессией в препубертате. -
Депрессии, маскированные поведенческими и психопатоподобными, дисфорическими расстройствами, имеют тенденцию к более затяжному течению -
Взрослые, у которых в детстве или подростковом возрасте диагностировались депрессивные состояния, подвержены более высокому риску антисоциального и делинквентного поведения, но меньшему риску развития депрессии. -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Источник: www.cempros.ru
|
|
|
Просмотров: 829 |
Добавил: rjoinsurt
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|